Рубрика «Наследие поколений. Ремесло»
Дата: 13-05-2022, 13:26
До революции 1917 года валяльный промысел на Вятке был одним из самых распространенных.
Вот что писали в «Обзоре деятельности земств по кустарной промышленности», выпущенном в Санкт - Петербурге в 1897 году: «Валенщиков (пимокатов) в губернии насчитывается до 12,5 тысяч человек. Кукмарские (Малмыжского уезда), елабужские и кукарские валенки получили широкую известность и имеют хороший сбыт».
Покупали валенки у местных пимокатов не только на Вятке, но и за ее пределами. Так, по данным 1910 года, только из Яранского уезда Вятской губернии тогда было вывезено до 30 тысяч пудов (480 тонн) валяной обуви в Сибирь и Нижний Новгород.
Технология валяния передавалась из поколения в поколение, а потому у каждого умельца был свой секрет и валенки получались особые. Гораздо позже валенки стали выпускать на производстве.
В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства.
С давних времён на Унинской земле кроме традиционного земледелия и скотоводства развивались различные промыслы и ремёсла, которые возникали и распространялись сами собой.
Наиболее широко шерстобитный и пимокатный промысел были распространены в Быковской и Леденцовской волостях, где насчитывалось 758 мастеров. Всего этим видом промысла занимались 510 дворов.
В 1933 году в районе было 6 кустарей – пимокатов единоличников, вырабатывающих за год продукции на 2000 рублей.
Шерстобитка работала в 1930-е годы в сельскохозяйственной артели д. Лебеди Порезского сельского Совета.
С 1 марта 1934 года было открыто валенное производство при сапожной мастерской «Обувщик».
Унинская земля славилась своими мастерами – пимокатчиками, среди которых и житель деревни Сибирь Золотарев Леонид Васильевич. Леонид Васильевич родился в 1955 г. в деревне Сибирь Унинского района в семье простых рабочих. Родители Леонида Васильевича занимались пимокатанием. Это мастерство они переняли у своих родителей. Жители деревни держали много овец и стриженную шерсть приносили матери и отцу Леонида. Родители сами били, пряли эту шерсть и только потом приступали к катанию валенок. Мать и отец Лёни делали на заказ валенки для жителей деревни. Люди за это платили, кто, чем мог: кто деньгами, кто мукой, кто другими продуктами питания. Леонид всю работу по изготовлению валенок видел с малых лет. Не отходил от матери и отца (они оба занимались катанием валенок). Так ему было интересно: как же из комочка шерсти получаются валеночки разных размеров. Так и получается, что отец с матерью привили с детства любовь к этому творчеству. Став взрослее, Леонид стал помогать родителям в этой работе. Позже сам с большой охотой овладевать навыками мастерства. В будущем Леонид окончил школу, выучился, получил специальность механизатора, отслужил в армии, женился, вырастил детей, но и по сей день не бросает своё хобби. Сейчас изготовляет валенки для своих внуков. И не только для своей семьи катает эту, так нужную в деревне, обувь, но и на заказ, кто попросит- не отказывает. Правда, работы этой стало уже меньше. Не держат в деревне овец. Раньше, придя с работы (а работал Леонид механизатором в совхозе «Труженик», а затем в Совхозе «Сибирский» после разделения), да и в выходные дни кто просил из жителей деревни скатать валенки — никому не отказывал Леонид Васильевич. Но, правда, сейчас тяжелее стало выполнять эту работу — говорит он, - годы берут своё. Здоровье уже не то, силы не те, как в молодости.
Но и в настоящее время Леонид Васильевич не любит сидеть без дела. Вместе с женой Людмилой Серафимовной они держат домашнее хозяйство: это козы, куры, кролики, поросята. А в свободное время Леонид Васильевич увлекается рыбалкой.
Сейчас он заядлый рыбак. И зимой, и летом, управившись с домашними делами, этого мужчину редко встретишь дома. Любит рыбку половить Леонид Васильевич. И семью накормит, и кошечек не обидит: больно уж любят они рыбёшку поесть с хозяйской руки. Вот такой, всеми уважаемый, мастер живёт в деревне Сибирь.
Неповторимые изделия народных ремёсел России стали символом отечественной культуры.
Вот что писали в «Обзоре деятельности земств по кустарной промышленности», выпущенном в Санкт - Петербурге в 1897 году: «Валенщиков (пимокатов) в губернии насчитывается до 12,5 тысяч человек. Кукмарские (Малмыжского уезда), елабужские и кукарские валенки получили широкую известность и имеют хороший сбыт».
Покупали валенки у местных пимокатов не только на Вятке, но и за ее пределами. Так, по данным 1910 года, только из Яранского уезда Вятской губернии тогда было вывезено до 30 тысяч пудов (480 тонн) валяной обуви в Сибирь и Нижний Новгород.
Технология валяния передавалась из поколения в поколение, а потому у каждого умельца был свой секрет и валенки получались особые. Гораздо позже валенки стали выпускать на производстве.
В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства.
С давних времён на Унинской земле кроме традиционного земледелия и скотоводства развивались различные промыслы и ремёсла, которые возникали и распространялись сами собой.
Наиболее широко шерстобитный и пимокатный промысел были распространены в Быковской и Леденцовской волостях, где насчитывалось 758 мастеров. Всего этим видом промысла занимались 510 дворов.
В 1933 году в районе было 6 кустарей – пимокатов единоличников, вырабатывающих за год продукции на 2000 рублей.
Шерстобитка работала в 1930-е годы в сельскохозяйственной артели д. Лебеди Порезского сельского Совета.
С 1 марта 1934 года было открыто валенное производство при сапожной мастерской «Обувщик».
Унинская земля славилась своими мастерами – пимокатчиками, среди которых и житель деревни Сибирь Золотарев Леонид Васильевич. Леонид Васильевич родился в 1955 г. в деревне Сибирь Унинского района в семье простых рабочих. Родители Леонида Васильевича занимались пимокатанием. Это мастерство они переняли у своих родителей. Жители деревни держали много овец и стриженную шерсть приносили матери и отцу Леонида. Родители сами били, пряли эту шерсть и только потом приступали к катанию валенок. Мать и отец Лёни делали на заказ валенки для жителей деревни. Люди за это платили, кто, чем мог: кто деньгами, кто мукой, кто другими продуктами питания. Леонид всю работу по изготовлению валенок видел с малых лет. Не отходил от матери и отца (они оба занимались катанием валенок). Так ему было интересно: как же из комочка шерсти получаются валеночки разных размеров. Так и получается, что отец с матерью привили с детства любовь к этому творчеству. Став взрослее, Леонид стал помогать родителям в этой работе. Позже сам с большой охотой овладевать навыками мастерства. В будущем Леонид окончил школу, выучился, получил специальность механизатора, отслужил в армии, женился, вырастил детей, но и по сей день не бросает своё хобби. Сейчас изготовляет валенки для своих внуков. И не только для своей семьи катает эту, так нужную в деревне, обувь, но и на заказ, кто попросит- не отказывает. Правда, работы этой стало уже меньше. Не держат в деревне овец. Раньше, придя с работы (а работал Леонид механизатором в совхозе «Труженик», а затем в Совхозе «Сибирский» после разделения), да и в выходные дни кто просил из жителей деревни скатать валенки — никому не отказывал Леонид Васильевич. Но, правда, сейчас тяжелее стало выполнять эту работу — говорит он, - годы берут своё. Здоровье уже не то, силы не те, как в молодости.
Но и в настоящее время Леонид Васильевич не любит сидеть без дела. Вместе с женой Людмилой Серафимовной они держат домашнее хозяйство: это козы, куры, кролики, поросята. А в свободное время Леонид Васильевич увлекается рыбалкой.
Сейчас он заядлый рыбак. И зимой, и летом, управившись с домашними делами, этого мужчину редко встретишь дома. Любит рыбку половить Леонид Васильевич. И семью накормит, и кошечек не обидит: больно уж любят они рыбёшку поесть с хозяйской руки. Вот такой, всеми уважаемый, мастер живёт в деревне Сибирь.
Неповторимые изделия народных ремёсел России стали символом отечественной культуры.